16 июня 2017 года в посольстве Франции прошел круглый стол «Система услуг по уходу за детьми раннего возраста в России и Франции: проблемы и пути развития».

 

Круглый стол «Система услуг по уходу за детьми раннего возраста в России и Франции: проблемы и пути развития».

16 июня в посольстве Франции прошел круглый стол «Система услуг по уходу за детьми раннего возраста в России и Франции: проблемы и пути развития».

Среди спикеров - директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», член Экспертного совета при Правительстве России Татьяна Волосовец, международный эксперт Национальной кассы семейных пособий Франции Кристиан Мутье, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», руководитель рабочей группы «Социальная политика и повышение качества социальных услуг» Экспертного совета при Правительстве России Сергей Рыбальченко.

https://www.facebook.com/france.russie/

Одной из самых интересных, обсуждаемых тем стала такая система ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста, как сертифицированные няни: прошедшие специальное обучение и лицензирование и принимающие детей у себя дома (не более четырех человек). Сама по себе система имеет схожесть с семейными детскими садами: особые требования к помещению (квартире) в котором планируется осуществлять присмотр и уход за ребенком, оформленные медицинские документы (здесь стоит оговориться, что во Франции медицинскую комиссию обязана проходить вся семья сертифицированной няни, равно, как и подтверждать отсутствие судимости всем совершеннолетним близким родственникам), оформление трудового договора с родителями детей. Вот здесь существует принципиальная разница между французской системой и российской практикой семейных детских садов: работодателем няни во Франции являются родители детей. В России обязательными условиями открытия семейного сада является многодетность родителя, наличие хотя бы одного собственного ребенка дошкольного возраста. И работодателем воспитателя является государство в лице образовательного учреждения. При этом няня во Франции занимается именно уходом и присмотром, тогда как воспитатель семейного детского сада обязан вести образовательную деятельность в рамках ФГОС ДО. Но за детьми с двух месяцев до двух лет осуществляется именно уход и присмотр.

Тема сертифицированных нянь и возможность позаимствовать такую систему у наших французских коллег очень интересна и перспективна. Также член Экспертного совета при Правительстве России Татьяна Волосовец ознакомила участников круглого стола с проектом модельного стандарта «Услуги по присмотру и уходу за детьми раннего возраста». Подобный стандарт позволит, с одной стороны, расширить сферу услуг по уходу и присмотру, с другой стороны позволит обезопасить детей и родителей от некачественных услуг, и непредсказуемых действий несертифицированных нянь.

Семейные детские сады, как форму дошкольного образования, а также Ассоциацию педагогов семейных детских садов представила воспитатель семейного детского сада ГБОУ г. Москвы «Школа №14», член Ассоциации педагогов семейных детских садов Голованова Анастасия. Анастасия Александровна рассказала о системе семейных садов в РФ, представила данную форму дошкольного образования, как образовательный и социальный проект в системе государственного образования, созданный для поддержки многодетных семей, материнства и детства.

Анастасия Голованова поделилась опытом работы на примере своего семейного детского сада, в котором является воспитателем для своих детей, и опытом взаимодействия образовательной организации и семейного детского сада.

Представляя Ассоциацию педагогов семейных детских садов, Анастасия Александровна отметила важность и актуальность работы данной общественной организации, и ту незаменимую помощь, которую Ассоциация оказывает, как воспитателям, так и специалистам, и руководителям образовательных организаций, работающим или желающим работать с семейными детскими садами. Участники круглого стола отметили необходимость подобных встреч, обмена опытом в данном формате.

 

Анастасия Голованова, многодетная мама,
воспитатель семейного детского сада ГБОУ г. Москвы "Школа №14",
член Ассоциации педагогов семейных детских садов.

Волкова Татьяна Валерьевна, руководитель образовательных и международных программ,
научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития
ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования"