По следам круглого стола «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ»

Вчера, 22 марта, в ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования" прошел круглый стол «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ», посвящённый 10-летию создания формы дошкольного образования «Семейный детский сад».

Волкова Татьяна Валерьевна, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования", методист Городского Психолого-Педагогического центра Департамента Образования г. Москвы

 

 

В октябре текущего года пройдет 10 лет, как вышло постановление Правительства Москвы об утверждении  положения об организации деятельности семейного детского сада.

 

Семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей, создается для многодетных семей, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Семейные детские сады организуются с целью:

— поддержки многодетных семей;

— обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

— развития новых форм системы дошкольного образования;

— поддержки материнства и детства;

— предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.

 

Если обратиться к статистическим данным по количеству семейных детских садов  в г. Москве, то прослеживается явная позитивная динамика. Так, если на 2010 год количество семейных детских садов в г. Москве составляло 426 садов, то в 2017 функционируют уже 806 семейных детских садов. Количество воспитанников в семейных детских садах в 2010 году составляло 1,3 (тыс.чел.), в 2017 – 2,7 (тыс.чел.).

 

Круглый стол организован при поддержке руководителя Центра информирования о предоставлении образовательных услуг ДОгМ, заместителя директора ГБУ ГППЦ ДОгМ, Марии Михайловы Цапенко, с целью мониторинга работы семейных детских садов, взаимодействия образовательных организаций с семьями, анализа практики функционирования данной формы образования и перспективы её развития, методической поддержки родителей-воспитателей в составлении педагогической отчетности и проведении занятий с детьми, а главное, живого общения и обмена опытом.

 

Гостями, участникам и ведущими данного мероприятия явились приглашенные эксперты, методисты образовательных комплексов, старшие воспитатели, специалисты системы дошкольного образования и педагоги дошкольных образовательных организаций. Но в первую очередь - самые главные герои данной формы образования - мамы-воспитатели семейных детских садов, которые с радостью и неподдельным энтузиазмом представили опыт своей работы.

 

С приветственными словами выступили Безруких Марьяна Михайловна, академик Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, директор «ИВФ РАО» и Волкова Татьяна Валерьевна, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ "ИВФ РАО", соавтор практических пособий по организации семейного детского сада.

 

Образовательные организации представили свой опыт работы с семейными детскими садами:

 

Многолетний опыт организации работы семейных детских садов представили специалисты ГБОУ г. Москвы "Школа № 14": Гуреева Мария Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, мама семерых детей;

Голованова Анастасия Александровна, мама пятерых детей, воспитатель семейного детского сада, куратор семейных детских садов  ГБОУ г. Москвы "Школа № 14";

                Воронина Яна Андреевна, педагог - психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №14», специалист по работе с семейными детскими садами.

 

Организацию работы с педагогами и детьми семейных детских садов на базе дошкольного отделения "Светофорик" ГБОУ Школа №1000"  представили заведующий д/о "Светофорик" Нечушкина Татьяна Алексеевна, ГБОУ и социальный педагог Калитина Вера Николаевна.

                             

Червова Анна Сергеевна – педагог-психолог, воспитатель ОП №5  ГБОУ  города Москвы  "Лицей № 1574", мама пятерых детей, соавтор практических пособий по организации семейного детского сада представила примеры ведения календарного планирования и педагогической отчетности воспитателя семейного детского сада. На примере пособий по организации работы семейных детских садов издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

 

Савинская Ольга Борисовна,  кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ выступила с докладом  «Вариативность дошкольного образования в условиях мегаполиса: плюсы семейного воспитания для матери и ребенка».

 

Президент Ассоциации педагогов семейных детских садов, Польскова Наталья Александровна, рассказала о деятельности  ассоциации, целью которой является - содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания как вариативных форм дошкольного образования в РФ.

 

Вертелева Мария Евгеньевна, руководитель отдела образовательных программ издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» рассказала участникам о предстоящей VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017), которая пройдет с 10 по 13 мая в МГУ им. М.В. Ломоносова. Были представлены  варианты участия в конференции и  рассказано об "Открытой образовательной программе" для родителей и специалистов системы дошкольного образования, когда возможно посещение мероприятий участниками бесплатно.

 

Филиппова Татьяна Андреевна, к.б.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО», директор Центра диагностики развития  ФГБНУ "ИВФ РАО"  представила инновационные методики учебно-развивающие пособий для занятий с детьми дошкольного возраста"

Прошедшая встреча лишний раз доказала и напомнила, что такая форма дошкольного образования, как семейный детский сад, востребована, динамично и позитивно развивается, мамы активно включены в организационно-педагогический процесс. Конечно, чтобы процесс запустился и гармонично функционировал нужно обеспечить грамотную организационную и психолого–педагогическую поддержку со стороны образовательных комплексов, и  на нашем мероприятии школами, на базе которых функционируют семейные детские сады, был продемонстрирован такой позитивный опыт работы образовательных организаций с семьей. Опытом делились мамы, психологи, социальные педагоги, методисты – то есть все равноценно и открыто!

 

Все гости получили сертификаты участия в работе круглого стола, а спикеры благодарственные письма.

Искренне хочется поддерживать и развивать такие формы образования, мам-воспитателей и педагогов, готовых к саморазвитию и любящих свое дело!

В рамках круглого стола была проведена акция: мамам-воспитателям семейных детских садов, а также педагогам и специалистам образовательных организаций, работающим с семейными детскими садами,  были подарены методические пособия и тематические календарные планирования для работы с детьми в семейном детском саду издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»:  Цапенко М.М., Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы; календарные планирования с разбивкой по возрастным категориям: М. М. Цапенко, Т. В. Волкова, А. С. Червова «Перспективное планирование в семейном детском саду. Для работы с детьми 2-3, 3-4, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет».  Также авторы подарили свои книги  «Семейный детский сад  в системе государственного дошкольного воспитания и образования: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений», «Семейный детский сад. Практическое пособие».

Представители издательской группы "Дрофа-Вентана-Граф" подарили участникам Программу "Ступеньки к школе", пособия М.М.Безруких, Т.А.Филиппова "Учимся рассказывать по картинкам", "аналогично "Цвет". Также были подарены пособия для детей 6-8 лет "Разговор о правильном питании" издательство "ОЛМА" и "Просвещение".

На выставке – продаже, организованной в рамках круглого стола участники также смогли приобрести инновационную  учебно-развивающую литературу по работе с детьми дошкольного возраста. Были представлены комплекты  УМК "Ступеньки к школе" М.М. Безруких, Т.А. Филипповой изд-ва «Дрофа-Вентана-Граф», комплекты тетрадей М.М. Безруких «10 шагов к красивому и правильному письму» изд-ва  РОСМЭН,  книга М.М. Безруких Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – Bookscriptor.

 

Мы постарались создать максимально комфортную атмосферу для всех участников, поддержать методически,  подарить гостям возможность общения с именитыми специалистами в области развития и обучению детей, практиками и экспертами. И, главное, подтвердить нашей встречей, что труд мам-воспитателей семейных детских садов важен, как для самих мам, так и для образовательных учреждений и общества в целом.

 

Во время дискуссии по итогам круглого стола общение было действительно живым, а не формальным (так, в течение обсуждения заглавной темы встречи, Марьяна Михайловна Безруких успевала еще и провести несколько мини–лекций по особенностям психофизиологического развития ребенкаJ, что, безусловно, стало бесценным сюрпризом для участников). Активное участие принимали все гости, и мамы-воспитатели, и специалисты системы образования, обсуждая работу семейных детских садов и перспективы развития такой замечательной и нужной формы образования.

 

Рада, что наше мероприятие  нашло живой отклик у мам-воспитателей семейных детских садов и специалистов образовательных организаций. Отзывы и мнения участников о круглом столе наглядно демонтируют значимость и актуальность подобных встреч:

 

"Ваша инициатива просто замечательная, даёт возможность всем встретиться, обсудить насущные проблемы, познакомится с авторами, побеседовать! Ваши книги не просто нужны, а необходимы в работе. Это супер акция, которая даёт возможность понять и решить проблемы, с которыми сталкивается мама-воспитатель.                 Прекрасные презентации. Особенно понравилось выступление школы № 14 Буду очень ждать следующего круглого стола, это действительно интересно и необходимо" - комментирует встречу Марианна Саркисова, мама тройняшек, воспитатель семейного детского сада ГБОУ г. Москвы ЦО "Тропарево";

 

"Полезно и конструктивно. Спасибо за бесплатные пособия!" - Павлова Юлия Владимировна, воспитатель семейного детского сада ГБОУ г. Москвы «Школа № 438»;

 

"Спасибо большое за возможность общения в профессиональном кругу" - Бояринцева Татьяна Валерьевна, воспитатель семейного детского сада ГБОУ Лицей 1158;

 

"Огромная благодарность всем, кто организовал данное мероприятие! Благодарю за семейную, теплую обстановку. Для себя получила очень много полезной информации и литературной продукции. Нуждаюсь в дальнейшем присутствии на подобных мероприятиях" - Негребецкая Маргарита, воспитатель семейного детского сада;

 

"Круглый стол действительно понравился, особенно порадовало живое общение на насущные темы, а не просто сухие доклады теоретиков. Очень заинтересовал опыт школы № 14 по сотрудничеству с организациями Москвы, в плане выездных мероприятий (экскурсий, квестов)" -

Татьяна Сергеевна Фетисова, мама-воспитатель семейного детского сада  ГБОУ г. Москвы «Школа № 536»;

 

"Подобного рода встречи сплачивают мам-воспитателей и специалистов системы образования, указывают направления работы, раскрывают нюансы, на которые порой самому сложно найти ответы. Такие мероприятия необходимы для повышения качества работы. У педагогов есть возможность не только повышать квалификацию, но и участвовать в обсуждениях, супервизиях. Воспитателям семейных детских садов необходима такого рода поддержка и просвещение" - Воронина Яна Андреевна, педагог - психолог ГБОУ г. Москвы «Школа №14»;

 

«Всё великолепно, очень познавательно и имеет огромную ценность. Спасибо!!!» -  Волошина Элеонора Борисовна, старший методист Дошкольного отделения ГБОУ Лицея №1501;

"Спасибо за организацию и проведение теплой встречи. Получила много полезной информации и положительных эмоций. Рада знакомству с такими уважаемыми и умными людьми. Спасибо!" - Шевцова Татьяна, воспитатель семейного детского сада ГБОУ Школа 14;

 

"Очень много положительного опыта, узнали много нового, много информации о методических пособиях." - Семкина Мария, воспитатель семейного детского сада ГБОУ Школа 14;

 

Старший методист ГБОУ г. Москвы «Гимназия №1529» Мансарлийская Людмила Фёдоровна отмечает: «Поднимались очень важные и актуальные вопросы, представлен хороший опыт работы. Важно, что семейные детские сады продолжают открываться и успешно работать»;

 

«Большое вам спасибо за организацию и ваш труд! Мероприятие было очень интересным и познавательным. Спасибо, что поддерживаете нас морально и методически» - Мальцева Юлия Фёдоровна, воспитатель семейного детского сада ГБОУ г. Москвы Лицей №1501 ДО №1921;

 

«Как же замечательно, что вчера у всех нас была возможность вот так пообщаться! Благодаря Вашим усилиям и стараниям, каждый из нас почерпнул что-то новое и очень полезное! Лично для себя я поняла, что не стоит ничего бояться, надо пробовать и поддерживать наших многодетных мам в этом их стремлении - быть со своими детьми рядом. Здорово, что есть люди, готовые все рассказать и помочь! Еще лично для себя я почерпнула также новые знания и от Марьяны Михайловны Безруких. Большое спасибо!!!» - Давыдова Елена Александровна ГБОУ г. Москвы «Школа № 1935»;

 

«Спасибо Вам большое за организацию очень интересного и очень полезного мероприятия! Было очень здорово встретиться и послушать как руководителей ОУ, так и мам, организующих садики.  Волковой Татьяной Валерьевной было верно отмечено, что мамам важно понимать,  что их деятельность не безразлична не только им, но и школам и садам, к которым они прикреплены. Как хорошо,  что у нас есть такие замечательные энтузиасты!» - Артамкина Александра, помощник воспитателя ГБОУ «Школа № 518».

 

Всё же никто кроме родителя лучше и вернее не поймет своего ребенка, поэтому занимаясь с мамой или папой, дети находятся в состоянии наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что, безусловно, благотворно влияет на их развитие и успех воспитательно-образовательного процесса в целом.

«Я – мама», – говорит героиня Натальи Гундаревой из замечательного фильма о жизни многодетной семьи «Однажды двадцать лет спустя», отвечая на вопрос о том, чего она достигла в  жизни.

Вот и мамы – воспитатели семейных детских садов могут с гордостью произносить эту фразу, официально являясь настоящими педагогами, воспитывая и обучая своих детей, повышая свой педагогический уровень, способствуя развитию своих детей, собственному саморазвитию и профессиональному росту.

Спасибо всем спикерам и участникам! Ждем снова к нам гости! Общаемся, учимся, обмениваемся опытом!